Здоровье школьника – высшая ценность и благо для личности. Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и успех в будущем.
Система сохранения психического и физического здоровья школьников в процессе обучения является одной из важнейших функций деятельности МАОУ СОШ № 38 г.Томска. Объектами управления здоровьесбережением в школе являются различные направления деятельности: правовое, социально – экономическое, организационно – техническое, санитарно – гигиеническое, лечебно – профилактическое, реабилитационное и др. Охрана здоровья учеников включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди школьников. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья: формирование здорового образа жизни; предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития; устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания и др.
Организация охраны здоровья учеников

Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Здоровье — основа жизнеспособности и успешной жизнедеятельности ребенка. Здоровьеформирующие образовательные технологии, используемые в школе, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учеников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основное содержание здоровьесбережения в рамках образовательной деятельности в школе составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений. Школа решает проблему пропаганды здорового и безопасного образа жизни всеми доступными способами. В зоне постоянного контроля администрации школы находятся вопросы здоровьесбережения школьников: рациональная организации учебного процесса (расписание учебных занятий); соблюдение воздушно-теплового режима и санитарно — гигиенических условий требованиям СанПиНов; определение соответствия дозировки домашних заданий учащихся объёму работы на уроке; качество выполнения программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальной школе; проведение уроков здоровья и безопасности жизнедеятельности; планирование воспитательной работы и организация образовательной деятельности для учеников 5-6-х классов в соответствии с ФГОС; анализ интерактивных методов обучения обучающихся на уроках с точки зрения формирования УУД; использование технологий развития личности ребёнка и современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Медицинский работник в школе
-
Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают - и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. Увы, касается это и детей. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В МАОУ СОШ № 38 г.Томска осуществляют медицинское сопровождение обучающихся врач и медицинская сестра. Основной целью деятельности медицинской сестры является оценка и контроль санитарно - гигиенического благополучия внутришкольной среды, через гигиенические регламенты, обеспечивающие оптимальные здоровьесберегающие условия обучения ребёнка в школе. Основной задачей медицинских работников школы является выявление факторов, влияющих на ухудшение здоровья детей, проведение профилактических и коррекционных мероприятий. Оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия проводятся на основе данных углубленного медицинского осмотра и диспансеризации всех обучающихся. Для своевременной профилактики и выявления заболевания обучающихся, а также ежегодной профилактики, допуска к занятиям, в том числе и физической культурой, кабинет школьной медицинской сестры оборудован и соответствует стандартам. Медицинские работники школы анализируют состояние здоровья школьников, организуют профилактические осмотры обучающихся, консультативную помощь, занимаются иммунопрофилактикой, проводят просветительскую работу среди учеников (агитируют обучающихся к здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены, формируют у них психологию правильного распорядка дня, труда и отдыха), направляют при необходимости учеников в медицинские учреждения, ведут контроль группы здоровья детей и др. Педагоги школы объясняют ученикам, что при малейшем недомогании они должны обратиться в медицинский кабинет за помощью. При возникновении эпидемии или в связи с карантином в образовательном учреждении медицинские работники разрабатывают план профилактических мероприятий и строго его выполняют. Школа активно сотрудничает с МСЧ № 2 в части медицинских осмотров сотрудников и профилактических мероприятий: встречи с узкими специалистами на внеклассных мероприятиях, обслуживание детей микрорайона и др.
Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Медицинские работники школы выполняют следующий объем работы:
- участвуют в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в школе;
- оказывают обучающимся первичную медико-санитарной помощь в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
- направляют обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
- организуют и проводят работы по иммунопрофилактике в школе;
- организуют и проводят противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в школе;
- организуют и проводят ежегодные скрининг-обследования, периодические медицинские осмотры обучающихся;
- организуют профилактические медицинские осмотры обучающихся, анализируют полученные по результатам профилактических медицинских осмотров данные с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработки рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
- проводят анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в школе;
- осуществляют методическое обеспечение совместно с педагогами - психологами работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
- принимают участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;
- участвуют в контроле качества организации питания обучающихся;
- принимают участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания, определении оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул для обучающихся;
- принимают участие в проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни (профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов, других одурманивающих веществ и др.);
- осуществляют взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
- осуществляют своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 18-20 |
Столовая 18-24
Температура в МАОУ СОШ № 38 г. Томска по СанПиН отличается для разных помещений — учебных кабинетов, коридоров, холла, спортивного и актового залов. Для каждого класса установлены нормативы к температурному режиму, который считают комфортным для осуществления определенного вида деятельности:
1. В помещениях, где ученики проявляют малую двигательную активность и носят школьную форму, температура воздуха должна колебаться в диапазоне + 18 — 24 °С. К ним относят классы для обучения, учебные лаборатории, столовую, актовый зал, кабинет технологии для мальчиков и девоек, кабинеты педагога — психолога, учителя — логопеда, библиотеку и актовый зал.
2. В коридоре, холлах, вестибюле, гардеробе показатели соблюдаются в пределах + 18 — 24 °С.
3. Во время занятий спортом и высокой двигательной активности ученикам не должно быть жарко, поэтому в зале для уроков физкультуры нужен более прохладный воздух. Согласно нормативам СанПиН оптимальные показатели составляют + 18 — 20 °С.
4. Для кабинетов медицинского работника и раздевалок спортивного зала установлен порог + 20 — 22 °С.
5. Тепло должно быть в туалетных комнатах. Оптимальная температуры воздуха для комнат личной гигиены составляет + 18 — 24 °С.
В помещениях МАОУ СОШ № 38 г. Томска поддерживается комфортная для занятий температура воздуха. Во время перемен производится проветривание помещений.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26 | без ветра | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27 | 1-4м/с | 1-7 |
- 28-29 | без ветра | 1-7 |
- 26-27 | более 5 м/с | 1-9 |
- 28-29 | 1-4м/с | 1-9 |
- 30 | без ветра | 1-9 |
- 28-29 | более 5 м/с | 1-11 |
- 30 | 1-4м/с | 1-11 |
- 31 и ниже | без ветра | 1-11 |
Морозная погода – это повод для отмены занятий. Сама логика в отмене учебы очевидна. Не все ученики живут рядом со школой, вести их туда по сильному морозу было бы опасно для здоровья, есть риск простудиться.
Ученики 1 — 4 классов могут не посещать занятия в том случае, если температура опускается ниже отметки в -25°С. При этом скорость ветра может быть от одного до четырех метров в секунду. Если же температура находится в диапазоне от -25 и ниже, то уроки будут отменены даже если на улице нет ветра.
Школьники с 1 по по 7 класс могут остаться дома, если на улице температура -25 °С и дует ветер более 5 м/c. Температура -26-27°С станет основанием, чтобы остаться дома при ветре 1–4 м/c. Если же столбик термометра опустился ниже уровня -28 °С, то дома ученики остаются и в безветренную погоду.
Занятия у обучающихся 1 — 9 классов отменяют в нескольких случаях. При температуре -26-27 °С и ветре от 5 м/c, либо при температуре -28-29 °С и скорости ветра 1–4 м/c. Ветер можно не учитывать и не идти в школу когда температура опускается до -30 градусов.
Чтобы полностью освободить учеников 1 — 11 классов от занятий погодные условия должны быть еще более жесткими. -28-29°С при скорости ветра более 5 м/c, -30 °С при ветре 1-4 м/c. В безветренную погоду занятия отменяют при -31 °С и ниже этого показателя.
В случаях неблагоприятных погодных условий обучающиеся школы могут не посещать занятия. В этом случае для организации занятий используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Медицинский работник
Информация об ЛПУ, осуществляющем обслуживание
